Как стать автором
Обновить
0
IT-People
Приходите к нам учиться, работать и отдыхать!

КПД разработчика. Как успевать жить, работать и эволюционировать. Часть 1

Время на прочтение11 мин
Количество просмотров14K

Каждый из нас по-своему находит тот самый work-life balance. Или не находит. В серии статей мы спрашиваем разработчиков со впечатляющим бэкграундом, как они успевали и успевают жить, работать и эволюционировать.

Первое интервью — с Денисом Аникиным из Райффайзен привело к неожиданным выводам. Читайте историю о том, что успешный разработчик не всегда проходит правильный путь: ВУЗ-стажировка-джун-мидл-сеньор/тимлид. Посмотрите, какие принципы помогают соблюдать баланс техдолга и разработки. И узнайте, каким вопросом не стоит себя истощать, если хотите быть счастливым человеком.

Денис Аникин на онлайн-митапе Райффайзен
Денис Аникин на онлайн-митапе Райффайзен

Привет, Денис! Мы побывали на твоем сайте и знаем, что ты не ограничиваешься ролью бекенд или фронтенд разработчика в команде. Перечисли все роли, в которых ты работаешь, да и живешь в постоянном режиме

Я стараюсь заниматься fullstack разработкой, потому что мне очень нравится делать и бек и фронт. А ещё я думаю, что очень печально, что вокруг все обесценивают fullstack'ов и тиражируют миф об их некомпетентности и/или невозможности работы в такой роли. Быть fullstack возможно, если тебе интересно. Никто не требует от тебя быть во всех ролях principal 10/10. А ещё я часто смотрю на новых разработчиков, и часто люди спокойно умудряются осваивать и по 2-3 стека, если увлечены. 

Да и сам fullstack подход даёт много бонусов. Например, ты «собственной кожей» чувствуешь как твой продукт общается с клиентом и какую нагрузку на какие endpoint'ы лучше не класть. И для этого не нужно быть двумя людьми. Поэтому, роль fullstack — это круто. Но если вам не нравится или вы чувствуете, что не тянете — это тоже ок. Fullstack — не повод для гордости и не повод для того, чтобы себя чувствовать некомпетентным разработчиком. Это ещё один вариант самореализации в IT.

Кроме fullstack я ещё занимаюсь DevOps направлением: написал несколько версий конвейера для команды, пишу хелмчарты, занимаюсь развитием метрик и мониторинга (day1/day2 активности), делаю slack автоматизации, сборочные конвейеры для python- сообщества (мы собираем свои базовые докер образы).

Основная моя роль — тимлид/ техлид в команде. У нас крутой оунер и классная команда. Выполняю обычный набор задач лида: общаюсь с людьми, двигаю тикеты, балансирую задачи, включаюсь в процессы когда нужно, сам разрабатываю, помогаю технике двигаться в нужном направлении, словом. 

Удаленка как началась, так и осталась. И общение переместилось в онлайн
Удаленка как началась, так и осталась. И общение переместилось в онлайн

В банке принята горизонтальная структура, поэтому большинство решений мы принимаем совместно: и задачи декомпозируем, и оцениваем, и стек выбираем, и архитектуру проектируем, продумываем тоже командно. Это отлично, так как, во-первых, у нас нет «самого умного единственно правильного дяди/тети». Во-вторых, сильно снижается вероятность напридумывать бреда: вокруг все внимательно следят и всегда скорректируют. В-третьих, все чувствуют ответственность за продукт. Благодаря этому у нас ультрасвежий стек, неплохие технологии, много интересных технологических решений и хороший аптайм. А ещё я стараюсь верить, что в команде классный климат и людям интересно и комфортно, но это не мне оценивать, т.к. я могу быть субъективен. Но моих коллег всегда можно спросить, если захотите :)

Ещё я занимаю роль community lead в Python Community. В банке существуют так называемые community. В некоторых местах их называют гильдиями или профессиями. В нашем случае это такая горизонтальная структура, которая не противоречит заветам Scrum (самостоятельные кросс-функциональные команды) и помогает объединяться вокруг технологий и не только. 

У сообществ есть дополнительные роли: community lead (CL) и senior community lead (SCL). Вот я — CL, это роль part-time, в дополнение к основной. Основной принцип — горизонтальное лидерство. Конечно нотки вертикальности тоже проскакивают, без этого пока не умеем жить, но целевая модель все-таки горизонтальная. Мы помогаем, а не командуем.

Эта роль включает в себя разные активности: я с коллегами сейчас собеседую людей в банк (у нас техническими собеседованиями занимается community), я провожу «вантуваны» с людьми из сообщества, иногда пишу индивидуальные планы развития.

Не могу сказать, что я в этом преуспеваю: однажды я начертил карту развития fullstack разработчика, чтобы помогать новичкам, но, кажется, всё что я сделал — распугал ей всех людей. 

Также я занимаюсь разными техническими активностями (поддерживаю базовые образы для сообщества, например), иногда пишу что-то в Slack, пытаюсь помогать разрешать конфликты, изредка провожу ассессменты.

Ну и самая ресурсоёмкая деятельность, которая очень меня увлекает — это митапы. Внутри банка мы уже провели +/- 12 закрытых и недавно выложили на youtube один открытый. Митапы — всегда вызов. Нужно находить интересные и не заезженные темы, рассказывать свой опыт. Это бывает очень, очень непросто. Но мы с коллегами стараемся каждый месяц находить темы для встреч и нам ещё очень помогает, что банк выделяет сообществам ресурсы devrel специалиста. Наш devrel, Лена, очень здорово нам помогает развивать сообщество. 

На митапах весело: приходит много людей, задают острые вопросы, всегда рождается много новых тем. Единственный существенный минус: испытываешь стыд, когда смотришь себя в записи — находится всегда миллион вещей, которые неправильно сказаны, могли быть выразительнее, менее пискляво сказаны, а уж «эканья» и «аканья» совсем добивают.

Опиши свой путь в разработке? Ты пришел из верстки и фронтенда к бэкенду и далее, или как-то по-другому?

Наверное, можно сказать, что я шёл от фронтенда.

Моя первая работа была — эникейщик/верстальщик в 2005 году. Меня взяли с улицы жутким оболтусом в команду eTeam (некоторые люди оттуда сейчас очень известны в digital среде). Я делал всякую работу типа подключения клавиатур, установки windows и пр. Помню, однажды записал 700 промо флешек, а оказалось, что презентация там ну совсем немного неправильная. И пришлось ещё раз 700 флешек записывать :)

Кроме этой деятельности мне доверяли верстку сайтов, набивание контента. Работник из меня был не очень, но мой руководитель, Роман, мучался со мной, но всё-таки тащил вперёд. Хочу ему сказать за это запоздалое спасибо. Это он дал мне путь в индустрию.

В 2005 году через боль, слезы, табличную вёрстку, флоаты и ie 5.5 мне удалось сверстать свой первый сайт, и вот с тех пор я встал на путь типичного работника веб студии — делал сайты под ключ. Сначала «накликивал» в cms, потом что-то стал разрабатывать на очень популярном тогда в вебе PHP, совмещал и работу над контентом и верстку, и «программирование» бекенда. 

Дальше мой путь пролегал через несколько веб-студий, в которых были только дизайнеры и разработчики. Поэтому приходилось делать вообще всё, кроме дизайна: настраивали сервера, занимались настройкой dns, программировали бекенды, заливали контент, верстали всё, дорисовывали что-то, запускали в продакшн, иногда и контент приходилось писать. В тех веб-студиях бюджетов не было ни на что, маржинальность низкая, отсюда и такой профиль.

Параллельно я учился в вузе и безостановочно фрилансил, довольно часто срывая дедлайны, увы. Я медленно учусь: мне пришлось потратить лет 10, чтобы понять, что во фриланс я больше ни ногой.

В итоге я более-менее сносно освоил PHP, фронтовый стек (на тот момент на базе jquery), linux и многие другие базовые навыки для разработчиков. Сверстал десятки, если не сотни сайтов. 

В Python же я «шагнул» где-то в 2010/2011 годах. Сменить стек на тот момент казалось очень сложным делом. Во-первых, php разработчиков нередко не уважали за то, что описано в статье «Фрактал плохого дизайна»; во-вторых, смена стека многими трактовалась как старт с нуля, да и «вообще, как так можно-то?»

Сейчас с этим стало попроще, но тогда мне пришлось пройти множество унижений на собеседованиях и массу отказов.Но в итоге все получилось. Кстати, многие коллеги до сих пор негативно относятся к php, а я напротив, хорошо. В конце концов, я на нём вырос :)

Дальше у меня было много мест работы: я работал над биллингом виртуального оператора сотовой связи, лет 6 проработал на медиа рынке (новости), часто совмещал несколько мест работы, занимался всегда веб-разработкой на python, иногда что-то писал на php.

В 2020 году с JavaScript я наконец-то перешёл на TypeScript. Мне очень помогло то, что в Python я уже проникся идеей gradual typing, поэтому Typescript я принял относительно легко и с пониманием.

Наверное, из-за того, что мой путь пролегал окольными маршрутами, я до сих пор верю в fullstack подход, для меня он всегда был естественным.

Для общего представления: на каких языках ты пишешь? Какой стек используешь настолько часто, что можешь без подготовки толкнуть по нему часовую лекцию?

Я пишу на Python и TypeScript, верстаю фронтенды на стандартной связке html/css/пре(пост)процессор уже лет 15, сейчас перешел на react, mobx, styled components. Изредка пишу на Go и совсем уже редко на PHP. 

Моё субъективное мнение такое: Python, TypeScript и go сейчас могут покрыть процентов 99 запросов рынка.

Лекцию, наверное, мог бы толкнуть о python, но я себя никогда не представлял в роли лектора, мне не очень комфортно в такой роли. Я скорее мог бы рассказать свою субъективную позицию, одну из. Кстати говоря, в этом году как раз буду на одной конференции выступать с таким докладом про Python.

Если бы ты мог выбрать самый любимый язык программирования, что бы это было? И почему именно Python?

Ха :) не оставили пространства для манёвра!

Мои соображения здесь таковы: python «поедает» рынок, захватывает все большую долю, а ещё он элегантен, эстетичен и лаконичен. В python внедрено много кусков ФП, gradual typing, сейчас интегрируют jit. Python хорош своей невероятной гибкостью, интроспекцией, довольно крутой асинхронностью, потрясающими решениями, такими как pytest, fastapi, огромным сообществом.

Конечно же у Python есть и минусы: он медленный в cpu bound задачах; он «обманчиво» прост (Григорий Петров об этом будет делать доклад в этом году). У Python не самая лучшая репутация, которую не пнул только ленивый: язык для новичков, второй лучший, сойдет для прототипов на джанге и пр. У него треды подходят не для cpu bound, а для i/o bound из-за GIL; у него динамическая строгая утиная типизация и на этот счёт существуют мемы и тонна критики.

Так же у Python очень эклектичный дизайн самого языка и многим это очень не нравится. В интернете почему-то считается правильным фокусироваться на одной парадигме, а не поддерживать много разных. Аргументация такой позиции довольно размыта и строится скорее на метафорах, чем на чём-то рациональном.

Я неплохо знаю о сильных и слабых сторонах Python. Мне нравится его инфраструктура, нравится его идеология, нравится его сообщество. Приятно быть с умными людьми в одной среде.

Сколько, обычно, длится твой рабочий день?

В пандемийно-удаленном формате я стал больше работать. Обычно просыпаюсь в 10:00-10:30, в 11 у нас дейли, а потом — в зависимости от календаря. Если он чистый и нет долгов или чего-то “горящего”, работаю до 21-23, если есть — до упора, пока не надоест. 

Обычно календарь выглядит как встреча-встреча-встреча-встреча-собеседование-встреча, поэтому приходится часов до 18-20 заканчивать встречи и потом еще какое-то время «работать». Я всё ещё ощущаю на себе стигму шутки «не хочешь работать — собери совещание».

Иногда бывает, что заканчиваю за полночь, ибо увлекаюсь.

Вообще, я конечно же не рекомендую никому перерабатывать. И читатели статьи справедливо скажут: «Ну вот ты же перерабатываешь, а другим не советуешь». Это правда так, но я не хочу быть рекламой переработок. Индустрия вышла из времен, когда это почиталось и сейчас переработки в основном не в почете. Для меня же сидеть лишнее время — скорее стиль жизни, мой личный выбор. В конце концов, правильно отделять то, что произносится от личности произносящего. Если курильщик скажет, что курить вредно, то это не сделает его утверждение ложным.

Ты написал на сайте, что стараешься соблюдать приоритеты и баланс техдолга и разработки. Есть какие-то принципы, которыми ты при этом руководствуешься?

Оунер нашей команды Илья, да и сама команда, меня этому учат и я, кажется, нащупываю какой-то идеальный путь. Принципы озвучены до нас: 

  • бизнес инкремент от команды должен быть обязательно и стабильно;

  • планировать спринт надо без перегрузки; 

  • техдолг нужно не забывать делать постоянно, иначе вас ждет материализация шутки про дженгу;

  • под техдолг нужно закладывать какой-то процент ваших усилий (в зависимости от договоренностей, обычно процентов 10-20);

  •  идеальная  команда — это не та, которая горы сворачивает на сверхусилиях, а та которая стабильно приносит результат. 

Расскажи про практику “everything as code”. Как и где её применять, чтобы поменять “больно” на “хорошо”?

Это концепция, которая сейчас набирает популярность в мире и в названии уже заспойлерено самое интересное: в IT индустрии всё хотят перевести в код.

С помощью этого мы получаем воспроизводимость, прозрачность и унификацию.

С инфраструктурой у нас есть +/- консенсус — kubernetes & helm. Вы можете все ваши сервера, энжинксы, базы данных, mq, прокси, промежуточные сервисы, мониторинг, алертинг, ваши основные микро- и прочие сервисы — всё это описать ямлами и жить счастливо.

Но, кажется, что сейчас уже все зашло так далеко, что уже все предприятия целиком уезжают в git репозитории. Почти всё сейчас уже описывается кодом, а то, что не описывается, туда стремится.

Идеологически я поддерживаю мир в этом.

Поэтому, чтобы было хорошо, опиши всё кодом и положи в VCS (если можешь).

Твой ТОП-3 инструментов, которые существенно повышают качество и/или скорость разработки

  • Slack

  • Gitlab (но от процесса code review в нём я страдаю)

  • VScode

А какие инструменты не оправдали твоих ожиданий?

Напомню, что это моё личное мнение, в котором я не претендую на объективность. Atlassian стек и Elastic стек.

Тулы из этих двух стеков меня пугают и напрягают.

Начнём с Atlassian. Интерфейс Jira — отдельная песня. Не проходит ни одной встречи, чтобы мы не кричали «да блин, джира». Скорость работы, удобство — всё вызывает массу нареканий.

Bamboo — это мой личный кошмар. Это овеществленное программирование мышкой, на каждый чих надо пайплайны копировать, а когда тебе их нужно пару десятков, то можно сесть и тихо плакать. Или соорудить, как мы, 4 уровня мета-бамбу-спеков и сходить с ума. Я сейчас ловлю въетнамские флешбеки от одного слова: перед глазами летят вертолеты и бомбят джава спеками.

Confluence — неправильная википедия. Средство для написания статей, в котором нельзя читать статьи. У него банально нельзя ширину по дефолту зафиксировать, тексты растягиваются на широкоэкранных мониторах в строчку. Причём вспомним Notion — он решает визуальные проблемы конфлюенса, но не решает экзестенциальные: всё все равно превращается в зомби-свалку, до которой никому нет дела.

Elastic стек хорош своей криптованностью.

В Kibana разобраться — это не два байта переслать. Запросы писать больно, скорость так себе, колонки нельзя конфигурировать (мне пришлось ради этого написать браузерный экстеншн). APM вообще меня напугал недавно: на темной теме все слилось в одно пятно, шрифты банально не адаптированы. Да и сами трейсы рассматривать сложно и неприятно. Конфигурация filebeat — образец неконститентности и не очень подробной документации.

Ты нашел свой work-life balance? И как он выглядит?

В моем случае work-work balance. Я скучный и не очень интересный человек в личной жизни. Мой баланс — много работать, потому что мне нравится жить в IT, меня это увлекает. Я  получаю большое удовольствие от жизни таким образом.

Иногда я путешествую, вижусь с друзьями и развлекаюсь. Но, как знают мои коллеги, я честно говорю: все самое интересное давно не в сказочных рассветах за горами, а в интернете. Вы можете целую жизнь прожить здесь, если захотите.

В общем, баланс — там где вам хорошо, комфортно, и там где есть что-то, что вас интересует, мотивирует.

Свой баланс и счастье я нашел, всем желаю найти своё.

Дай свой совет: Как разработчику успевать жить, работать и эволюционировать?

Мой совет — не сильно истощайте себя этим вопросом. 

Текущее положение мира — культ сверхуспеха. Куда бы ты не шел, вокруг идеальное абсолютно всё. Всегда рядом сын и дочь маминой подруги, идеальные профессионалы, семейные люди, идеальные лица, фигуры, жизнь и даже небо.

В этой ужасной, шизоидной атмосфере очень легко включиться в спринт без всякой надежды на успех и никогда не стать тем отфотошопленным человеком с обложек Instagram, а потом и вообще поделиться на ноль. На каждого сеньора найдется 16-летний принципал, на лида — 15-летний СТО, на дорогой BMW — ещё более дорогой (и ещё более без поворотников) BMW.

Увы, невозможно преуспеть во всём, просто нет столько временных ресурсов у обычного человека.

Мне кажется, важно помнить, что мы просто люди и важно делать то, что делает нас счастливыми.

Придётся самому понять, что нравится, чем хочется заниматься и чему отдать приоритет. Иногда личная жизнь — и есть эволюция, а иногда эволюция решить 1340 задачу на литкоде.

В общем, выглядит так, словно я сбежал от ответа. Я правда считаю, что без рефлексирования этого топика невозможно дать ответ. Если и дать его, он будет вредный. А я хотел бы читателям как минимум не навредить, как максимум — принести пользу.


Спасибо Денису за честные и прямые ответы на вопросы. Мы продолжим писать истории разработчиков о поиске своего пути и баланса в жизни, и надеемся, что они кого-то из вас вдохновят или приведут к полезным выводам.

А с Денисом Аникиным можно пообщаться лично. Он будет выступать на PyCon Russia 5-6 сентября с темой "FastAPI как основной framework для python бэкендов".

Присоединяйтесь также к чату PyCon в Телеграм.

Теги:
Хабы:
Всего голосов 4: ↑3 и ↓1+2
Комментарии13

Публикации

Информация

Сайт
it-people.ru
Дата регистрации
Дата основания
Численность
2–10 человек
Местоположение
Россия

Истории